Как учиться в удовольствие?

baby_dvd_0226Я тут накопала вопрос, которые так странно звучит: «Почему во взрослой жизни учеба для нас — это удовольствие, а в школьные годы — чуть не пытка?» Странно читать такой вопрос, если думать о том, что у детей природа такая — познавать и изучать! Видимо дело не в том, что им пытка и не интересно, а в том, что взрослые, которые обучают детей, делают это через призму своего восприятия и если видят, что дети делают это не так, как они, считают, что дети не учатся и вообще ужас-ужас. Я дальше не буду высказывать свои возмущения или еще что на тему: зачем те предметы, которые мы учим в школе или еще где, уже наговорилась-надумалась на эти темы, просто попробую вернуть себя во времена школы и посмотреть на мир глазами ребенка.

Чего хотят родители? Они хотят, чтоб ребенок стал в будущем успешным, образованным человеком, который знает, чего он хочет, который занимается тем, чем он хочет, человеком, которым можно гордиться. А хочет ли этого именно вот этот ребенок? Есть ли у него к этому желания и способности? Но в социуме есть определенный шаблон, как таким человеком стать. И есть очень тяжелое осознание того, что с возрастом, если мы все глубже забуриваемся в мир взрослых, которых поглощает социум, мы не можем уйти от шаблонов общества — мы становимся такими же. Нам нужно жить среди людей, нужно жить и поддерживать в определенном состоянии место, в котором мы живем, одеваться в соответствии с тем, как это принято в социуме, кушать, зарабатывать деньги, чтоб жить и прочее. И большинство из нас видит именно этот путь, потому что нам такой показали, нас в такой мир окунули и дали наставление — жить в нем.

Я правда не знаю, к чему приведет мое желание дать по максимуму новому поколению выбор делать все, что хочется. Возможно, люди, которых так «воспитают», а точнее вообще не воспитают по законам общества, станут совсем не приспособленными к жизни в этом мире, а может это даст нам возможность в будущем услышать грандиозные мысли нового поколения, которые мы не смогли бы придумать в связи с нашим шаблонным воспитанием.

Почему учиться в школе для многих пытка? А почему вообще школа — это такой нужный институт в обществе? Ну ответьте честно — не все же предметы в школе вы любили изучать, да и вообще, неужели вы ходили в школу чисто учиться? Что других мест не было, где бы вы без специального человека-учителя смогли познавать мир, еще и так, как лично вам этого хочется, а не как диктует наставник? Неужели, если б мне был интересен вот этот предмет, я б думала как бы себя заинтересовать, чтоб усадить за стол и почитать учебник? Думаю, я бы глотала знания так, как глотаю их сейчас, изучая книги-статьи по психологии и разные философские размышления, так, как мой муж выискивает новые идеи как что-то там припаять в компьютере, и какие запчасти в какой модели ноутбука что-то там заменяются. Посади меня сейчас изучать строение компьютера — я буду придумывать кучу идей, чего бы мне хотелось сделать, лишь бы не изучать или еще что. Думаю, ему так же будет «интересно» изучать моих любимых авторов, которых я читаю, и термины, которыми я оперирую в общении с себе подобными)

Почему же мы думаем, что дети не такие же как мы? Что им вообще ничего не интересно? Им бы играть и играть? Может потому, что мы сами часто рубимся в какую-нибудь игрушку и нас от нее не оторвать? И нам кажется, что они делают так же? Может причина просто в нас? В том, что мы не показали им интерес к миру вокруг? Что здесь есть что-то еще, кроме виртуального пространства, в который мы убегаем, так как не знаем чем себя еще занять? Ведь по сути — обучение-изучение чего бы то ни было — это те же компьютерные игры, телевизионные сериалы или, пардон за мой цинизм, сейчас популярнее стало, просмотр новостей, чтоб узнать про очередной захват, убийство или еще что — это все то, что засасывает, когда мы не видим других интересных вещей в жизни.

Вот меня тоже сейчас затянуло — я не могу перестать думать. Одни мысли возникают, придумывают себе что-то, появляются другие. От одних тем, сайтов, книг и статей я перехожу на другие, но делаю это тогда, когда мне хочется. Почему бы не помочь ребенку делать то, что ему хочется тогда, когда ему хочется? Видя, что система против самодеятельности, найти минимальные вхождения туда, куда не хочется. Например, домашнее обучение, с целью сократить количество просиженных часов над тем, чего изучать не хочется и оставшееся время тратить на то, чем действительно хочется заниматься. Да, и того малого времени порой жалко, что мы тратим на то, что не хочется, но, пока это один из единственных способов перестать разбазаривать драгоценные минуты своей жизни на что-то, что тебе не нравится — сократить часы до минимума.

Если страшно за то, что ребенок вроде как маленький и поддается влиянию всему, что так красиво умеют преподнести, общайтесь с ним чаще, задавайте вопросы, узнавайте мир, в котором он живет, и вы будете в курсе событий его жизни и пониманий. Не засосет, если и у вас будет интересная, а не абсурдная жизнь, тогда ребенок будет видеть, что можно жить в наслаждение и без просиживания штанов там, где вы так переживаете он будет их просиживать, будьте именно вы его примером, иначе…кто знает, каких людей и персонажей он выберет себе в компанию по жизни.

Решила эту статью выставить для конкурса, а вдруг выиграю книжечку «Поверь в свое дитя» с этого сайтика)

Как учиться в удовольствие?: 16 комментариев

  1. Это моя профессиональная в некотором роде тема. Ищу подход как для педагога в группе, в которой есть дети, не желающие заниматься. Но их родители водят на занятия и считают, что детям это нужно. И у меня появилась идея! Пока это только слабые наметки. Но я попробую! Позже поделюсь опытом ;)

    • Сочувствую таки деткам, хотя не знаю, может им так и нужно. Я б не смогла преподавать для тех, кто не хочет слушать мое преподавание. Это была одна из первых причин, почему я не ушла работать в школу. Потом меня накрыло осознанием того, почему детям не интересно и развилась тема! Будет интересно узнать о твоей идее)))

  2. Вот это точно. Учить то, что нравится, а что не нравится — лишь в ознакомительном режиме. Именно такой способ отношения к знаниям и даст возможность раскрыть истинный потенциал ребёнка.

    • И своего рода быстрый ЛикБез по темам, которые ребенку не важны))) Таки идея, чтоб знать, что есть в мире. Я заметила, кстати, если начать изучать какой-то один предмет, за ним потянется еще какой-то, а там еще…например изучаешь творчество поэта, и узнаешь, что на его стихи есть мелодия — и тут уже изучаешь музыку, а там в музыке еще что-то и т.д. Так что, думаю не совсем важно, какой объем знаний изучит ребенок в определенном возрасте — если ему будет всегда интересно, он их изучит)))

  3. Очень актуальная тема для меня. Школа у нас сейчас стала огромной проблемой. И я считаю, что именно подход к обучению отбил у сына желание учиться напрочь. Хотя и возрастные моменты тоже присутствуют.
    К сожалению, у детей стремление к познанию отбивают с самого раннего детства. Сначала, это родители, которые отмахиваются от глупых, как им кажется, вопросов детей, потом — школа. Мой сын проявлял интерес абсолютно ко всем знаниям до момента перехода в среднюю школу. Сейчас его не интересует ничего из школьной программы. Исходя из того, что я вижу, и рассказывает он, школа вообще перестала выполнять свои образовательные функции. Это все при том, что любовь к процессу познания у ребенка была огромная.
    Можно много писать на эту тему, но суть я вроде бы изложила. Менять надо всю систему и не только образования, а на это нужны годы…

    • Да, менять, но пока этого всего нет, хвататься за идеи по мере возможности, которые уже есть. Если есть возможность — рассматривать домашнее обучение или что-то вроде него. Ох, мне еще когда-то предстоит над этой темой думать не только в мыслях на блоге, но! Если уж меня эта тема болит, стоит, думаю, ее развивать. Глядишь через статьи и комментарии пробьются интересные мысли, которые приведут к чему-то глобальному. Я не против дальше заниматься развитием этой самой новой системы, правда не в ущерб своей семье и себе — это для меня важнее всего))) Так что — поживем-увидим)

  4. Наталья, спасибо за глубокие и важные размышления. И для меня этот вопрос очень актуален… Рада вашему участию в конкурсе!

  5. Мне кажется зачастую, когда ребенок идет в школу, у него уже есть определенный набор представлений, что ему интересно, а что нет. В любом случае ему надо показать, что есть и другие области знаний! Другой вопрос, как это сделать! Многое зависит от педагога и от его умения преподнести материал и заинтересовать! Мне кажется, ребенку может быть интересно все, чему учат в школе! Помню, мне начинало нравиться только тогда, когда я начинала понимать! Сразу же полюбила химию и не любила биологию, хотя куда уж интересней, согласись? Если все вспомнить, то любовь или нелюбовь к предмету складывалась из отношений с учителем его преподающим.

    • Ну в плане химии у меня подобная история: был классный учитель, все на опытах проводил, но для меня эти опыты были как своего рода цирковое представление. Сейчас уже ничего не вспомню. Любила решать уравнения реакций, благодаря тому, что препод классный — у меня это очень хорошо получалось, даже по субботам ходила к нему на дополнительный, чтоб что-то узнать, но интереса такого, чтоб я до сих пор помнила у меня не было. И грамоту по химии дали, при том, что я до 10 класса ее и правда знала, правда больше на уровне — подставил под формулу, а не действительного понимания, как мой муж — может рассказать откуда, что и почему и даже сам до сих пор опыты проводит, иногда неудачные, но все же) А потом 10-11 я вытянула химию чисто с помощью маминой подруги-химика, она мне помогала, если не решала вообще контрольные и я тупо списывала на уроках, потому как было не интересно, а марку нужно было держать. Так что — не горжусь грамотой, не заслужила за знания, больше за умение красило изворачиваться, чтоб получать желаемое…вот так вот)

  6. Интересная тема, и приятно очень было почитать, потому что не встретила, как мне показалась, абсолютных негативных оценок в адрес какого-либо института.
    Признаюсь честно, что с большим негодованием отношусь к нападкам на школу в сегодняшнее время. На мой взгляд, одно такое мнение со стороны родителей уже рождает у ребенка отрицательное отношение к школе, к учителям, а потом и к процессу обучения. Я не защищаю школу целиком и полностью, но считаю, что если ребенок вдруг потерял интерес к знаниям, то это не всегда значит, что школа плохая. Надо же еще учитывать разные возрастные особенности и изменения, также как и то, что учителю подогревать изо дня в день интерес каждого отдельно взятого ученика непросто.
    К примеру, есть у меня знакомая учительница, которая очень творчески подходила к каждому уроку, чуть ли не театр у нее там был. Большинству нравилось, все разжевывали долго и понятно, а вот сестре моей не нравилось, потому что важнейший предмет, математика, для нее проходил долго и нудно, без должного более детального изучения, потому что она все понимала в первые 5 минут. А возможности перейти в другую школу у сестры, кстати, тоже не было, так как в поселке школа всего одна. Тем не менее в данном случае я не берусь судить учителя, а сестра, что хотела, то узнала для своей крепкой пятерки.
    Кроме того, есть еще такой момент как организация. Организовать себя ребенку непросто, а в школе и в любом изучении бывает так, что интерес сначала есть, а потом он может снизиться в связи с трудностями. И здесь тоже важно понять, нужно ли это и ребенку и постараться объяснить ему этот момент, поддержать его до появления новой волны интереса, или спокойно оставить, все как есть.
    Ох, много чего можно писать. Но остановлюсь на этих мыслях. Спасибо большое за вдумчивый пост!

    • Я сейчас пытаюсь уйти от своих негативных мыслей в сторону любого института, который обучает. Хотя они очень сильны — эти мысли, здесь тема просто не совсем об образовательных учреждениях, по этому вам повезло не прочитать мои брызги на данные темы. С одной стороны я считаю, что современное образование — изжило себя и классно было бы его переформатировать, хотя бы потому, что большая часть информации, которая подается в школах да и универах легко может быть найдена в интернете. Это у нас его не было, а у детей уже есть. Причем каждый может в инете найти на том уровне, который ему близок. Я б за то, чтоб ходить в школы-вузы с целью задавать вопросы и слушать ответы того, чего оказалось не понятным при освоении материала, а не простое воспроизведение учителем информации, и не важно в форме театрального действия это воспроизведение, или сухой подачи. Но согласна с тем, что настрой родителей влияет на восприятие жизни ребенка. Так что — хотелось бы дать ему выбор самому выбрать — ходить или не ходить в школу или еще куда бы то ни было)

      • Простое воспроизведение учителем материала — это когда он берет учебник и читает. Я просто с ума схожу от такого. К счастью, в школе такого не было. На самом деле «просто дать материал» — это совсем не просто. Нужно переосмыслить кучу информации, чтобы дать что-то одно понятное-нормальное-ценное. А предметов-то много…
        Я, кстати, тоже разочарована «современным образование», но в большей степени высшей школой.

  7. Очень интересная, немного философская и неоднозначная тема, очень интересно было почитать Ваши мысли по этому поводу, комментарии других мам. С одной стороны, я прекрасно понимаю, что очень тяжело заставить кого-то (а уж тем более ребенка) учить/читать/изучать то, что ему не по душе. Но с другой стороны дети и подростки не всегда осознают, что для них будет полезным, а что нет. Я просто исхожу из живого примера, когда сын моей хорошей подруги (ну просто ооочень умный мальчик) с пятерками по физике, химии и математике, наотрез отказался учить английский. Ему это не интересно и не нужно. И вот как объяснить ребенку, что без знания иностранного языка сегодня никуда? В такие моменты работает только подкуп, шантаж и обещание вознаграждения в особо крупных размерах)))

    • А почему вы считаете, что ему нужен английский? Вот именно сейчас? У меня муж неплохо зарабатывает и без знания, правда по роду дела он много терминов и прочего уже и без изучения знает. Если человеку нужно — то он выучит и без подкупа и шантажа. А если не нужно — окажется просто потраченное зря время. Я вот 5 лет потратила время, чтоб получить профессию, по которой ни дня не проработала, но зато где-то валяется корочка вуза, чтоб мама была счастлива, что у меня есть высшее.
      Если ребенок не выучил что-то в школе, не значит, что он по ходу жизни — уже взрослым не выучит чего-то, может тяжелей будет, зато это его решение. Или вы планируете своих детей до старости шантажировать и подкупать, чтоб они чего-то достигали в жизни?
      Я считаю, что взрослым нужно жить своей интересной жизнью и не мешать детям делать то, что им интересно. Простите, что может грубо пишу, просто до какого-то момента мама воплощала во мне то, что считала нужным, и мне понадобилось, в некоторых моментах до сих пор надобится, время, чтоб отделаться от маминых иллюзий жизни и понять, а чего лично я вообще хочу! И до сих пор ловлю иногда себя на мысли: а что бы сказала мама, если б меня услышала. Но это ведь моя жизнь, а не мамы! То, что нравиться ей, и как она думает, часто очень не совпадает с моим пониманием жизни, так почему я должна жить так, как ей кажется правильным?

  8. Уведомление: Участники конкурса "Краски детства" | Цветы жизни

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>