Зачем и как воспитывать тех, кто приходит в этот мир?

395_600Предисловие…

Я ж вам рассказывала, что у нас есть на базе Вконтакте чат интересных девочек? Я б сказала — думающих в разных направлениях. Ну вот, у нас там и правда полный «поток сознания» на разные темы. В последнее время я всех «подбиваю» думать на тему воспитания, или точнее я б не называла это таким словом. Так как большинство в это слово вкладывает понятие — что нужно что-то рассказать, привить человеку, как правило, ребенку, чтоб он стал таким, как написали где-то. Чтоб он стал гармоничной личностью в обществе. Воспитание в обширном смысле этого слова, для многих понимание — что есть какие-то методы, какие-то приемы, с помощью которых мы что-то эдакое должны получить на выходе. Об этом куча книг по педагогике, как классической, так и альтернативной. Как-то мне это напоминает какой-то винтик для системы, который нужно создать из железки. Знаете, как у небезызвестных: «Семья — это ячейка общества». Эта фраза на многие года создала стереотип того, что если у тебя нет семьи — ты как бы никто. И те, кто был внутренне не согласен с таким положением вещей — чувствовали себя какими-то неправильными, а те, кто жил так, как считал нужным без этих всех предрассудков — тех считали ущербными другие. Ох уж это общественное мнение!

Если у кого этой «лабудени» нет в голове — поздравляю, у вас, видимо, были родители, окружение или вы сами, не подверженные влиянию социума, влиянию цивилизации. Но давайте честно? Вы многих людей знаете, которые делают и живут на все 100% так, как они хотят? Даже если хотят и стремятся к этому. Мы так часто думаем: а что о нас скажут люди. Бывало так, знаете ли, стою в очереди, и так хочется, ну не знаю, начать громко петь какую-то песенку и тут ловишь себя на мысли: а что другие скажут. Даже одно дело скажут, а другое — ладно песенку, а если я вот сейчас начну что-то кричать, прыгать, еще что-то противоестественное для дел в очереди делать — какова вероятность, что тут же не подбежит охранник и не отправит меня куда-то. Это странные мысли, согласна. Но только не говорите, что вам никогда в жизни не приходило в голову ничего такого странного, чего вы не делали, потому-что так не принято в обществе. Я вам не поверю, честно! А если так, значит мы не всегда делаем все то, что желает наша душа вот прямо сейчас.

Это было предисловие…

…Рождается ребенок…он чист по своей природе, даже если предположить, скорее всего так и есть, что его душа уже была в каком-то воплощении на Земле раньше, и вот сейчас она родилась в ребенке, который не понимает, куда он попал, который не знает, что его ждет в этом мире, не знает законов жизни на Земле, хотя бы простых законов выживания. У него есть какие-то рефлексы: хватательный, сосательный…но он чист. Он впервые смотрит на этот мир тем, что мы называем глаза. Он не понимает куда попал и что здесь его ждет. И вот его кладут на что-то такое же, как и он сам — на кожу мамы. Вы когда-нибудь думали о том, что мы, взрослые, живем уже в этом мире хоть какое-то время и примерно представляем что за чем следует и какие будут последствия, хоть примерно, и ребенок узнает, благодаря нам, но не так быстро. А пока — он не знает, что его ждет, но вот он почувствовал прикосновение с чем-то похожим на него, услышал знакомые ритмы — ритмы маминого сердца. Он почувствовал что-то знакомое. И это его успокоило. Он понял, что пока эти звуки, это прикосновение будет рядом — ему нечего бояться, он в безопасности, как и до этого 9 месяцев где-то в другом месте.

К чему я это — дети с самого рождения безоговорочно доверяют своим родителям, они следуют за ними, копируют их. Плачут только когда им физически не комфортно. Если прислушиваться к своим ощущениям взрослого человека, мы часто сами бы всплакнули — от той же физической усталости, но какое-то количество лет жизни на этой планете нас уже закалили, мы можем когда хотим остановиться, отдохнуть или прям сейчас напрячься, а потом утолить свои физические потребности. Но вот если не останавливаемся никогда — организм еще сильнее дает нам о себе знать с помощью разных болячек — как все логично. Мы можем и тогда не остановиться — и да, это может привести к летальному исходу. У детей где-то подобная ситуация, только у детей есть родители, которые делают все возможное, чтобы только у их малышей было все хорошо.

А все хорошо — очень растяжимое понятие. Ведь каждый подразумевает свое. Знаете, за что люблю жить в это время, когда есть интернет и куча литературы, благодаря которой глаза просто разбегаются? — Сейчас как никогда у нас есть возможность понять, что есть огромное количество точек зрения: выбирать думать так, а не иначе. Кто-то кричит, что нужно перестать кушать мясо, кто-то за сыроедение, кто-то за поедание всего, чего душа желает. Кто-то за коляски, за слинги, за переноски, за роддом или роды дома. Кто-то ходит работать на завод, на дядю, на себя, фрилансеры, вообще за то, чтобы не работать, уехать жить без денег в деревню или вообще в лес, сделать себе свое родовое поместье и жить там за счет природных благ, никого не трогая и чтоб его не трогали. И прочее, и прочее… Глаза разбегаются, но и сбегаются к пониманию того, что есть разные мировосприятия! И это — нормально! Что стоит уважать всех. Каждый в своем понимании жизни видит то, что ему нравится, или ему ну совсем не хочется думать и он живет, как живет. Работа-дом-работа-дом…знаете, эта знаменитая система изжившего государства?

И что правильно? — а никто не знает. А нет правильного или не правильного! Есть просто хорошо — лично тебе. Я не знаю как лучше, вообще не знаю. Вот прям сегодня я ищу ответ на вопрос — что показать ребенку в этом мире? Как его познакомить с тем, где ему придется жить, потому-что папа с мамой решили его-ребенка создать. Возможно, через лет 18 после своего рождения он мне скажет: «Почему ты меня так воспитала, почему ты не сделала то-то и то-то? Лучше б ты меня от этого уберегла, а ты позволила. Зачем ты мне ничего не сказала, а дала самому выбирать, теперь я не знаю, что и думать, куда мне теперь идти. И вообще — это вы решили меня создать, вот теперь и делайте со мной что хотите, а я не хочу ничего, не хочу жить в этом мире с его законами…» и прочее…

А может и не скажет. Ведь мы строим воздушные замки о том, каким будет наш малыш, каким он вырастит, как мы ему дадим все, что ему нужно, как мы воплотим свои давние мечты в нем (ну об этом прямым текстом мы не думаем, но мечтаем) — скажите, что никто об этом не думает, когда отдает в музыкалку, куда мама нас самих не отпустила, потому-что ей хотелось, чтоб мы танцевали? Когда мы поступили учится в медицинский, потому-что это была мечта мамы, которую она за свою жизнь не реализовала в силу своих причин — сначала, пошла за компанию с подругой в другом вузе поучиться, а потом — семейная жизнь затянула… И это хорошо, если совпали желания ребенка и родителя в представлениях о жизни, но как часто это бывает?

А может правильнее вообще ничего не делать с ребенком? Ну как не делать. Общаться с ним, но не читать морали — как выразилась одна моя знакомая. Давать ему право выбора, давать ему право на ошибку, не навязывать ни в чем своих мыслей и идей. Вообще ни в чем! Страховать его в самых сложных случаях — вопросах жизни и смерти, обнимать, переживать с ним его обидки и промахи, но не навязывать, не уберегать от ударов, которые не вредят его жизни?

Я таки процитирую девочку с нашего чата, Света: «Ничего не говорить очень важно. Я считаю вредным для воспитания «морали». Нужно дать ему (ребенку) время сделать умозаключение. Можно вопросами правильными его подтолкнуть, но не вложить готовое. В 1.5-2 года можно просто рассказывать о мире своё видение, свои мысли, но не рецепт как жить и что думать. Делиться своими чувствами, когда он щипает тебя и т.д.»

Ничего не говорить — не навязывать свою точку зрения и видения, а больше самому слушать, что тебе говорит твой ребенок. Мне часто мамочки говорят: «не пытайся логически понять, что он тебе сейчас рассказывает». Может и правда не стоит, но и не пытаться ему «втулить» «свою логику здравого смысла». Хотя бы потому, что как я писала абзацами выше — идей, «как жить» огромное множество, тех, кто считает, что их мировоззрение «правильнее правильных» — тоже очень много. Особенно, когда по закону «по вере вашей воздаться» — им действительно в жизни подтверждались те убеждения, в которые они верили, и они начинали считать — что их убеждения правее правильных. Это мне напоминает идею того, что существуют «родовые болезни», так сказать. Когда из поколения в поколение люди едят по тем рецептам, которые готовят уже сотнями лет их предки (может не едят, а что-то делают так, как делали их предки) и на определенном этапе жизни их тело становится похожим на тело их мамы-бабушки-прабабушки и т.д. И мы говорим о том, что это мы в кого-то уродились. Так и другие понимания — нам с детства в мозги вбивают определенные мысли, мы в них верим настолько, что они становятся явью в нашей жизни. Прозрение приходит тогда, когда мы какое-то утверждение наших предков не воспринимаем за истинное, или не хотим воспринимать и начинаем делать так, как сами решаем верить. И тут наступает прозрение — наши предки не были правыми, потому-что наш вариант в нашей личной жизни подтвердился, а их — опровергся.

Так стоит ли нашим детям транслировать наши жизненные убеждения? А как же тогда жить, спросите вы? Да, я тоже в раздумьях, хоть мне и понравилась идея Светы — давать детям самим время подумать, я все же понимаю, что они живут с нами, в нашей системе координат, которая скорей всего когда-то рухнет, хотя бы тогда, когда наш взрослый ребенок встретит того, кого полюбит и увидит другую модель другой семьи. И это станет для него открытием. Так было у меня, когда я пришла в семью своего мужа. И это не плохо, это открывает другие понимания и мировосприятия.

Открытый вопрос…

Что же делать? Видимо и правда не навязывать свою систему ценностей, как бы это не звучало «антисоциумно», я б так сказала. Ведь — а что подумают люди? Возможно, в наших условиях 21 века, когда уже многие люди, особенно уже моего и будущих поколений все больше и больше людей начинают осознавать различность разных мнений и культур, будет проще. Я всегда говорила, что нужно жить и действовать так, как нравится тебе, но при этом понимать, что есть другие люди со своими желаниями жить так, как нравится им. Уважать их выбор, но по-максимуму жить так, как удобно тебе. Одна тут штука — действительно понять — а что тебе нравится? Как ты хочешь жить? Ты!, а не люди, которые тебе предложили так жить, слова которых ты прочитал в книге.

Но вопрос о воспитании, или я б это назвала внедрении нового человека в жизнь на этой планете остается открытой. Хотелось бы, чтоб он не терял так много времени на осознание своих желаний, как это было у нас, да что там говорить, многие всю жизнь даже не задумываются о том, чего они желают. Ведь для многих смысл жизни — в деланье себе подобных, тобиш наследников, продлять свой род. Философское понимание на тему: «Смысл жизни — божественная любовь» — мне тоже пока не ясна. Из недавно услышанных в том же духе идея смысла жизни в раскрытии духовных ценностей — об этом вообще мало кто думает, а точнее понимает о чем это, о каких таких духовных ценностях. Но то, что смысл жизни не в том, чтоб стать винтиком системы — это точно. Тогда зачем мы по инерции создаем из наших детей эти винтики?

Почему мы согласны с тем, что уметь читать, писать без ошибок, считать и знать, что такое логарифмы и прочее — очень важно для осознания смысла нашего прибывания на этой планете? Почему, когда я задаю подобные вопросы мне предлагают пойти попахать на какую-то работу, где некогда будет думать или погрузиться в домашнее хозяйство, или нарожать побольше детей? Как эти предложения должны помочь мне понять в чем смысл жизни? И что я лично буду отвечать своим детям на подобные вопросы? Что им нужно вырасти и заняться делом и не забивать голову странными мыслями? Одни вопросы, может именно в этом смысл — найти лично для себя ответы на них? И у каждого эти ответы будут лично свои.

Зачем и как воспитывать тех, кто приходит в этот мир?: 10 комментариев

  1. Согласна с тем, что то что люди подумают — их проблемы)) Осталось к этому морально привыкнуть.

    Потому что хочется, чтобы тебя окружали адекватные люди — и просто не доставляли дискомфорта своими желаниями.

    Потому я не буду позволять сыну делать то, что неприятно и вредит окружающим. Такая вот позиция…

  2. Тоже считаю, что слово «воспитание» совершенно не отображает суть взаимодействия родителей с детьми. Мне больше нравится слово «растить». Ведь когда мы растим цветок, мы просто его поливаем, пересаживаем и наблюдаем за ростом, развитием. Мне кажется, прежде всего, нужно наблюдать за ребёнком, за его развитием, стремлениями.
    Согласна с мыслями в статье, что не нужно навязывать свои идеи, какими был правильными они не казались вам. Главное — это наблюдать за ребёнком, задавать правильные вопросы, чтобы ребёнок смог сделать самостоятельно умозаключения (в общем, коучинг :))).И если дитё что-то спросит, конечно, высказать своё мнение, дать совет в случае, когда ребёнок об этом попросит.

  3. Я тоже старалась свою точку зрения не прививать, но… образ жизни, ряд вопросов, которыми ребенок начинает забрасывать в определенном возрасте..
    что будет когда мы умрем — хотя бы..
    рассказываю. что кто-то думает так, кто-то иначе, т.е разные варианты, но оценочность все равно проскакивает. ведь какое-то поведение деструктивное, а что-то нет. жевать жвачку — разве это хорошо?))) чупа-чупсы, конфетки, которые массово выложены у касс? говорю, что это мусорная еда, она бесполезная и только вредит здоровью))

  4. Я отношусь к воспитанию детей так: вот родился ребенок, по какой-то причине именно этот ребенок именно в этой семье — или вовсе без причины, случайно; этот ребенок еще не знает ничего о том, что тут собственно происходит и что нужно делать, и задача родителей — объяснить ему правила игры и сориентировать на местности.

    Ребенок должен знать, что петь в голос в магазинной очереди не принято в нашем обществе, и это знание даст ему возможность выбирать свои действия. Может быть, он увидел что-то подозрительное и громкое пение поможет дать сигнал другим людям? Или ему грустно и хочется развеселить себя и окружающих? Или выразить свой протест? А, может, просто хочется попеть — и тогда он будет знать, какой реакции ожидать от окружающих.

    То есть родительское воспитание должно подготовить ребенка к жизни на этой панете, с этими людьми, эффективно функционировать в данных ему обстоятельствах, добиваться поставленных им самим целей, проектировать свои действия и возможные последствия для себя и для окружающего мира.

  5. Согласна во многом с твоими мыслями! Часто себя одергиваю, когда понимаю, что пытаюсь что-то донести до дочи, потому что «так надо»! Стараюсь все-таки давать ей хоть малую пока, но в силу возможностей свободу выбора. И не подавлять в ней желание познавать и открывать этот мир!

    • Это я пока такая умная, но хоть хорошо, что осознаю вот это все, может будет меньше глюков, а больше наслаждения от самого процесса появления нового члена в нашей семье.

  6. Очень серьезный и трудный вопрос затронули.Сколько людей и столько мнений.Но,желаем того или нет,нам приходится придерживаться общих принципов морали общества,в котором живем.

    • по поводу сколько людей, столько и мнений — да))) и это количество мнений никогда не иссякнет))) Благодаря ним у нас есть выбор)))

  7. C сыном проговариваем только вопросы безопасности — его и других. Потому что еще не понимает, что может принести вред своими даже добрыми действиями. Зато в садике со стороны воспитателей полный мрак — иногда такие перлы выдают, что приходится ребенку объяснять, что это не истина в последней инстанции, а может быть еще и так и вот так…

  8. Уведомление: Зачем искать в жизни именно то, что тебе хочется? | создание Мира Моей Мечты

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>