Чем мы заполняем время наших детей?

baby_dvd_0226

Фото взято с сайта: http://mamago.ru/pages/mybaby/ot-1-do-3/interaktivnye-uchitelja-bespolezny.html

Тема не совсем моя, но в связи с тем, что она держит во внимании весь мой ум последние несколько дней или даже месяц-два, решила немного подумать и в этом направлении.

Началось все с того, что я стала больше бывать в компаниях молодых мамочек, у них дома и с их детками. Это классная практика без, пока еще, личной моей практики, когда можно посмотреть со стороны — как девочки справляются с ролью мамы, чем занимают своих чад, что с ними делают. Параллельно, у нас появился «Детский чат» на базе основного нашего девичьего Вконтакте. И многие мамочки рассказывают, что дети засели за мультики целыми днями, просят, чтоб им их включали. У каждого свой набор этих самых мультиков.

А я слушаю-читаю-вижу на наших встречах эти самые мультики, так как телевизор или ноутбук, как правило, находится в той же комнате, что и наши посиделки и медленно «схожу с ума». Дело в том, что я с детства не люблю мультфильмы. Да и не было их сильно много в моей жизни. Даже самые популярные, типа «Простоквашино», я не особо помню сюжет. У меня были записи нескольких сказок на бобинах: «Бременские музыканты», «Дюймовочка», «Кошкин дом», еще какие-то. Их я любила…слушать. Вживую некоторые до сих пор не видела. А те, что увидела уже во взрослой жизни, очень меня испугали, если честно. Те герои, которые в моей голове были одними, в картинах оказались очень страшными, и мне даже не захотелось «поностальгировать» и наконец их посмотреть.

Но это у меня так, я понимаю, что у других все в порядке с подобным мировосприятием, или точнее сказать с восприятием того, что сделали для детей добрые дяди сценаристы-художники. Это у меня было «сложное» детство, хотя — я ни за какие мультики его не променяю!

…И тут я краем глаза вижу современные «Фиксики», «Лунтики», какие-то еще «ужастики» для моей неподготовленной психики. Еще раз уточню — это у меня так, для многих это все нормально, как и, например, фильм «Сумерки»… Но, простите, я вроде пообещала не плеваться, ан…не получается!

К чему я все это…я больше испугалась за себя — что когда-то мне придется это все, что я так не люблю, смотреть с моими детками, понимать кто такая Маша, как зовут черепашек-ниндзя и прочее. А я так этого не хочу!!! Вот убейте меня, не хочу и даже мои дети меня в этом не переубедят! Единственное, что мне пока импонирует — я нашла сайт, где мультики отобраны, и каждый мультфильм-сказка чему-то учит. Хотя мой муж говорит, что все мультики чему-то учат, я б попробовала в это поверить, если б могла смотреть. Но меня просто отворачивает, и даже на экран нормально не могу смотреть. Вот такая я вредная. Так что, пока это единственный сайт, с которого я бы хотела давать своим будущим деткам видео-картинку мультиков.

В последние два дня я прочитала, наверное, статей 5, среди прочего, что мне попадалось на глаза, связанных с «детской зависимостью от экрана и того, что там показывают», и это меня заставило думать в данном направлении. Советов в этих статьях было много, от тех, чтоб ограничивать лично себя — родителей от экранов, до забить и наслаждаться своей личной жизнью в такие моменты. Многие мамочки уже более взрослых детей говорили о том, что если в телевизоре, как-то проще — не такое обилие информации — только то, что показывают на экранах по программе, и там, как правило табу до определенного времени на показы не детских передач, то в интернете от всякого хлама не застрахован никто. Ведь на какой-нибудь запрос можно найти далеко не по теме ответ, а что, если этот «ответ» найдет неподготовленный к этому всему ребенок?

Вот так я с мультиков съезжаю на вообще «жизнь в интернете». Отказаться от интернета — не дело! Там и книги, и фильмы, и адекватные новости, и общение с теми, с кем ты не можешь каждый день видеться, у многих в интернете работа или отдушина. Там буквально можно найти все, и даже ответы на вопросы — что делать с таким пониманием, о котором я начала писать эту статью?

И я немного начала находить понимание!!! Не прямым текстом из статьи, а скорее желанием найти ответ на этот вопрос! На глаза попалось еще пару статеек: про подвижные игры дома и поделки-рукоделки вместе с детьми. Я читала и понимала, что вот оно — что меня и правда воодушевляет! Вот то, чем занимались мы в своем детстве! Мы бегали-прыгали, катались на качелях, лазили по турникам, придумывали разные игры, и даже дома можно придумать много интересных занятий, которые не будут ограничиваться просмотром экрана.

А еще ребенка можно вовлечь в свою взрослую жизнь, походами в кафешки, организовывать прогулки между девочками-мамочками и детками, можно брать ребенка с собой на какие-то проекты-работу, флешмобы, организовывать самим вылазки на природу, в торговый центр, разговаривать с ребенком, слушать его идеи и предлагать свои, показывать, как живут взрослые люди в реальной жизни и самим в этот период отвлекаться от синего экрана.

Я понимаю, что в моем детстве не было компьютера и интернета, и мне тяжело представить сейчас уже жизнь без него. Но, в моем детстве был телевизор, который включался с той же целью — поглазеть в экран, узнать новости и посмотреть какой-то бразильский сериал. Зачем врать ребенку, что мы не пользуемся той техникой, которая нам приносит информацию? Возможно ответ в том, какой именно информацией мы пользуемся? Что мы смотрим-читаем-слушаем, используя те блага жизни, которые нам предлагает этот самый экран.

Если мне не нравятся мультики — я их не смотрю и не собираюсь смотреть, потому-что они мне не нравятся. Но вот мой муж, например, видит смысл во всяких «Грифинах», «Симпсонах», «Соус Парках» и прочем, и я примерно даже понимаю, что он там видит. Иногда, просто, чтоб отдохнуть после работы, чтоб «набраться цитат» или услышать оригинальные мысли и взгляды, услышать тот юмор, который он в них понимает — он их смотрит. Почему он должен себя ограничивать и врать детям, что мультики — это зло? Может лучше смотреть с теми, кто готов смотреть, только понимать, что рядом сидит ребенок, и возможно, стоит после просмотра обсудить — что он увидел в этом мультике, что увидели вы? Пока ребенок мал, он может просто смотреть, подражая старшим, без желания понять, о чем сюжет. Почему бы не попытаться объяснить, что вы не просто впялились в экран, а и что вы в нем видите? За одно и пообщаться с ребенком)

Вот не могу я что-то делать без понимания — зачем я что-то делаю? И зачем что-то делает кто-то? Если ответ я получу, мне будет все равно сколько времени уходит на данный процесс. У меня всегда свои идеи — что я смотрю и читаю. Вопрос — с какой целью это все смотрится-слушается-делается? С целью что-то там услышать-отдохнуть, понять, найти, воплотить или убить время? И какой бы не был ответ, если это смотрит один человек, это не значит, что другие должны тоже это смотреть. Значит — хочешь смотреть — смотри, а мне это не интересно, меня в это не вовлекай.

Последняя фраза груба? Возможно. Но я ведь могу этой же фразой показать, что мне это не нравиться, а не терпеть то, чего мне не хочется и, в момент, когда меня захотят усадить рядом смотреть, я могу найти другие дела, которые мне интересны, и кто знает, может эти другие дела будут интересны и моему ребенку-мужу? Может я не права, может это приведет к тому, что мы вообще отделимся и будем существовать в разных пониманиях и что будет тогда я не знаю. Но, я б сказала, что интернет — это как проклятье, так и благословение — именно тут можно быстрее найти ответы на все свои вопросы, найти столько интересностей и помимо мультиков. Можно найти те же идеи: как весело провести время, пока на улице нелетная погода, например. И даже часто, читая идеи других, ты в голове выстраиваешь много разных других, своих.

Мне кажется, во многом, пристрастия наших детей зависят от нас самих. Насколько интересно мы сами живем, какую жизнь мы можем им показать собственным примером. Ведь мы в этом мире прожили больше, чем они, мы больше знаем всего, что в нем происходит. Почему бы нам это им не показать? И может самим нам не торопиться знакомить их с тем, что может показывать голубой экран? Чтоб потом не переживать, что наших детей нечем не оторвать и нечем заинтересовать?

Чем мы заполняем время наших детей?: 22 комментария

  1. Я о роли телевизора задумалась прочитав книгу Пацлава «Застывший взгляд». Мне очень нравятся выкладки по физиологии, они лучше всего демонстрируют как и что на нас оказывает действие (надо сказать, что физиология была одним из моих любимых предметов в институте, может дело в этом? :) ).
    Тогда-то мы и продали телевизор, но.. есть же интернет. И хоть тут можно самостоятельно выбирать информацию, в отличии от телика, но ее обилие затягивает.. Я учусь фильтровать информацию, читать то, что меня вдохновляет и развивает, вступать в такое интернет-общение (но предпочитаю ему живое). Учусь и понимаю, что надо будет делиться навыками с детьми, подавать собой пример.
    Компьютерные игры не люблю — это, простите, онанизм какой-то. Мне, с 1м разрядом по парашютному спорту, любителю горного туризма и путешествовать автостопом, не понять ЧТО можно удовлетворять в таком сидении за компьютером.. Очень надеюсь, что и детям удастся привить любовь к активному отдыху и времяпрепровождению :)

    • Да, осталось только детям показать, что можно увлекательно жить без затычек в виде мультиков и кучи однообразных игрушек — про них я тоже забыла.
      У меня самой к комп.играм подобное мультикам отношение, но понимаю, что кому-то они нравятся, в виде расслабления. Понимаю только одно — что люди за день устают на работах и играют, чтоб отвлечься, если еще и физ.активностью заняться — они вообще лягут. А так — пострелял, посмотрел на спецэффекты и забыл. Хотя для меня — это ужас! Если когда что такое и открою, то типа нарды или еще какую головоломку, но это наверное не про такие комп.игры речь)

      • Стрелялки — для снятия агрессивности. Как по мне, лучше агрессию, как стремление изменять внешнюю среду, применять в более конструктивных целях. Она ведь где-то накапливается в течении дня или не реализуется должным образом. Вот в этом направлении и надо бы покопать, а не ходить по замкнутому кругу «накопил агрессии — сбросил» (хорошо, если социально-приемлемым способом, компьютерная игра тут как раз как вариант).

        Я над мужем подшучиваю — мы строим дом, зимой, естественно, перерыв. Он стал играть на планшете в стратегию, где строится замок и т.д.)) говорю, тренируешься перед летом? :)

  2. Анна правильно сказала, детям можно привить свои взгляды на жизнь. Сразу вспоминается молодой и нежный саженец, который не сможет дать хорошие плоды, если не его не прививать. Почему мои дети должны смотреть непонятно что? Почему я должна с этим соглашаться? Только потому, что другим детям это позволено, и я не хочу, чтобы мой ребенок выделялся из толпы? Нет! В родительской власти что-то запретить или разрешить. Даже больше — это их обязанность, научить ребенка фильтровать жизнь. А что касается мультиков, то кажется мне, что без разбора и подолгу разрешают детям пересматривать все подряд мамочки, которые хотят чувствовать себя свободными от детей. ИМХО.

  3. Да, очень подробный и прозрачный анализ мультикозависимости. Сама часто задумываюсь над первопричиной такого явления. Помните, из детства крик мамы, сметающий всю детвору с улицы: «Муультики начались!» Их было мало, показывали редко (я росла в 70е, и ТВпрограмм было две). То есть тогда просмотр мультиков был редким и ценным. каждый новый мультик смотрели и дети, и взрослые. С 90х годов хлынули диснеевские утки, мыши и т.п. . дальше пошла вообще сплошная лажа..
    С тех пор оставить ребенка с телевизором, на котором гонят такую же лажу уже целые каналы Мультимании, мне кажется преступлением. Мы даже убирали телевизор год назад совсем, когда редко бывали дома и не могли контролировать выбор.
    Дать ребенку, особенно маленькому, свободу выбирать и смотреть без остановки мультики -освободить себя СЕЙЧАС и создать себе проблемы ПОТОМ. Это из серии полуфабрикатной, фастфудной еды -только для мозгов — разрушение и вред..

  4. Пока ребенок был маленьким я была очень воинственно настроена против плохих мультиков. До 4,5 лет ребенок у меня смотрел дозировано и вместе со мной только шедевры мультипликации. Но… но…. потом ребенок пошел в детский сад…. и это очень все изменило…. Плюс, еще — не все в семье меня поддерживали (у бабушки в комнате телевизор). Поэтому по разу он успел посмотреть и про Человека-паука, и про трансформеров… Из компьютерных игр в разрешенных у нас только тетрис. Но зато именно супер-герои помогли сделать из моего нерисующего ребенка рисующего — впечатления были сильны, их пришлось как-то выплеснуть на бумагу. В общем, мой итог такой: хотите совсем и полностью оградить ребенка от масс-культуры — изолируйте его (ни детсада, ни школы — и это, кстати, неплохой вариант если есть возможность и желание). Иначе не получится.

  5. А мне кажется зависимыми от компьютеров и телевизоров становятся дети только у очень ленивых родителей. Да, в компьютере много всего полезного и интересного, но куда больше в реальном мире! А если маме лень выйти на улицу на прогулку или в поход или в театр, да хотя бы просто в гости, то это может стать проблемой. Да и дома с выключенными мониторами есть чем заняться: книги, рукоделие, рисование, подвижные игры, помощь маме по дому и т.д.

  6. Все зависит от родителей. Если просмотр мультфильмов ограничен по времени, а компьютер находится в комнате, где находятся и другие люди, то ничего страшного с ребенком не произойдет, тем более с дошкольником. Ведь в этом возрасте они все впитывают, как губка и учатся у родителей. То, что вы для них выбираете, то, что вы с ними обсуждаете, то и запомнится им.

  7. Я в детстве смотрела только один мультик, но смотрела его каждый день — Диснеевскую «Русалочку»… Многие ругают Дисней, говорят, детям нельзя такое показывать, может быть… От русских мультиков типа «Простоквашино» меня в детстве тошнило. Но «Русалочка» — это еще ничего, а вот «Лунтики», или, упаси боже, «Смешарики»… У нас в поликлиники в холле всегда включены «Смешарики» без звука. Все дети смотрят в этот телевизор, не отрываясь… Это очень удобно, они не орут, не мешают их одевать и прочее… Но ведь это такая жесть…

  8. Показываю доче в основном союзмультфильмовские мульты! Что-то ей нравится, что-то нет! Но в любом случае все это строго ограничиваю по времени! Современные детские мульты смотрела мало, но многие отзываются о них (о тех же смешариках), что они мегопоучительные. Мне не охота вникать в них, а наши старые проверены временем! )))

    • Вчера как раз общалась со свекровью, они там сообща растят племянника. Говорили на тему мультиков и сказок. Племяннику они ставят добрых совдеповские еще сказки, то, на чем мы сами еще росли. И эта идея мне понравилась. Правда, даже их я не смотрела в свое время, а слушала, так как ждать времени выхода — не хотелось, мама включала бабины, которые папа записывал специально. Так что, думаю будет весело знакомится с этими персонажами визуально…парочку уже посмотрела сама, мене рисованные не понравились, страшные какие-то, но — добрые…может и я буду деткам показывать именно это) и не будет такого кучи возмущения)

  9. Есть у меня такая мечта: домик далеко от всех, в красивом месте у реки, полностью автономный, и чтоб никакого телевизора… И вот тут сразу вырисовывается (первое) что вместо тв интернет, потому что без него я слабо представляю свою жизнь, мне все время нужна информация, и (второе) могу ли я сделать такой выбор за своего ребенка, ведь когда-то потом он может почувствовать себя «белой вороной» в каком-то обществе. В последнее время очень часто задумываюсь на эту тему. Но пока с ответом не определилась… Знаю только, что я не хочу позволить телевидению формировать мировоззрение моего ребенка. Особенно учитывая тупость и жестокость, которая присутствует даже в детских программах и мультфильмах.

    • У нас нет телевизора, возможно, экран появится — так как муж любит смотреть футбол и это его мечта — большой экран с зеленым полем)

      По поводу выбора ребенка — я тоже об этом думаю, но — а кто сказал, что выбор цивилизации — его выбор. У него всегда будет выбор — потом вернуться или уехать, быть там, где он захочет!

      А вообще, я верю, что дети сами выбирают себе родителей еще до своего рождения, а если так — значит они «подписывают» контракт следовать за ними, куда они их поведут, ну хотя бы до определенного времени.

      Кстати, это на тему наших взрослых обид и претензий к нашим родителям — мы выбрали их, иначе какой смысл? Выбрали, чтоб чему-то научиться. Не всегда это делать так, как они, иногда научиться противостоять их желаниям и планам на нас. Вопрос — как мы с этим справляемся, получаем урок или нет. Вот такие мысли.

      • Я обдумываю и пытаюсь оценить и с этой позиции. Вы правы выбор сделан до рождения. Но ведь и дальше нужно делать выбор: какие возможности предоставить.. Вот и борется во мне необходимость быть демократичной с полным отсутствием понимания зачем это нужно , если это может разрушать психику ребенка. по большому счету я все таки склоняюсь, что до 12 лет уже должно быть заложена в ребенке основная конструкция мировоззрения, а после нужно только отпускать (не ребенка непонятно куда, а тотальный контроль) и ждать его (ребенка) решений что и как воспринимать. Наша задача потом только мягко направлять и доводить свою точку зрения. Но это исключительно мое мнение :-)

  10. у нас дома двое детей, 3 компьютера и ни одного телевизора. Как думаете, что предпочитают дети? Конечно, компьютер ) Ведь мама и папа много времени проводят у экрана. Мультики любят, но мы во-первых дозируем, во-вторых, смотрим вместе, в-третьих, смотрим не только мультики, но и взрослые фильмы, которые считаем допустимыми для просмотре детьми-дошкольниками. Недавно купили проектор — это супер! Никакой кинотеатр нам теперь не нужен. И как правильно, Наташа, ты написала — очень важно не замыкать детский мир, брать детей в мир взрослых, с собой по делам, в общественные места и т.д. Мы много общаемся с такими же семьями, где много детей и мультики не превращаются в проблему. Иногда замечаю передоз — просто выключаю и несколько дней не смотрим. Обычно такое происходит, когда мы с мужем занимаемся чем-то важным, а включить мультики и таким образом занять детей очень удобно. Но до большинства детей нам очень далеко. Мои не знают ни лунтика, ни прочих современных. Фиксики — это атас. Мне о них дочка рассказала, посмотрела в гостях. я глянула и решила, что такое мы смотреть не будем. Предложила ей альтернативу. Из современных героинь моей старшей нравятся Мерида и пещерная девочки Ип. Мне нравится то, что она для подражания выбирает не идеальных принцесс-красавиц, а «девочек с мозгами и собственным мненим» ) От мультиков не закрыться, потому надо вытаскивать из них пользу ))

  11. Мне нравится то, что она для подражания выбирает не идеальных принцесс-красавиц, а «девочек с мозгами и собственным мненим» — Молодец! :)

    • Да, классно, видимо потому-что мама сама с мозгами и собственным мнением))) Хотя красота — тоже хорошо)) Ну или ухоженность))) Но я думаю, там и не без этого))) Вобщем — гармония)

  12. Интересно почитать статью, комментарии….
    А у нас в доме есть телевизор и не один, представляете? и мультики я разрешаю смотреть! И Фиксиков — у которых, между прочим, да, есть чему поучиться. Зато дети не играют в компьютерные игры..
    Мультики должны быть в детстве, это часть детства, ну не догоняться же ими потом во взрослой жизни. Симпсонов я вообще не понимаю..А наши любимые советские мультики- как их не обожать?
    Да- должно быть дозирование, но не лишение.
    Кстати, дочка сейчас призадумалась, как самой снять мультик: слепила смешариков и планирует сценарий..Чем плохое занятие?

    • Я писала лично свои чувства на все это…я в детстве мультики не смотрела — и до сих пор не могу смотреть. Возможно, у меня какая-то проблема в этом плане, по этому так. Да, меня это переживает, что меня типает, когда я слышу мультики или игры, лично меня, но написав это я поняла, что я могу смотреть детские сказки, а еще думая дальше на эту тему понимаю, что мне нравится, например, кататься на качелях…

      И судя по своей жизни — я не догоняюсь во взрослой жизни тем, чего у меня не было в детстве. Возможно, потому, что для меня мультики были не важными, или не настолько важными по сравнению с другими детскими занятиями.

      Согласна с вами, что не должно быть лишения…а вообще все больше думаю о том, что рамок не должно быть, могут быть что-то в стиле: «Дорогой, ты смотрел, теперь хочу я посмотреть…телик-ноут не полностью твой, я тоже хочу…» ну как-то так, а не: «вот это досмотришь и все…»

      П.С. и все, что было написано до сегодня не означает, что я буду думать так завтра))) Я благодаря вашим комментариям да и своим мыслям в статьях постоянно прихожу к новым пониманиям) И может завтра дойду до чего-то еще)))

  13. Совершенно с вами согласна, жалко, что вокруг меня таких мамочек нет) Все включают мультики, радуются, что ребенок уже в 3 года может компьютер сам включить и мультик в Ютубе найти. Мне это тоже дико.
    Мы смотрим мультики с сыном редко, в основном наши старые или те новые, которые мне страшными не кажутся)
    Спасибо за ссылку на сайт с мультиками, посмотрю.
    А в моем детстве мультиков тоже было немного, да и тяги к ним как-то не было.
    А когда появились все эти игровые приставки и компьютерные игры, я с ума сходила от желания иметь такую. И, слава Богу, что бабушка устояла перед моими слезами и истериками и не позволила родителям купить.
    Я сейчас этому так рада))

    • Ну на счет компьютера и прочего — если ребенок что-то умеет то, что умеем мы — это классно!! Молодец! Я как-то больше склонна к тому, чтоб ребенок умел делать все, что и взрослые, не запрещать, рядом быть, если это что-то острое, например. Но так, как я «лентяйка» в этом плане — мне больше нравится, если ребенок будет смотреть и повторять за мной, то, что мне интересно: готовить или типа готовить, чем я пойду пытаться полюбить смотреть мультики, от которых лично меня тошнит. От сказок, вот как я поняла, меня не тошнит, это и я могу глянуть. Не хочу своего ребенка в чем-то ограничивать или делать то, что лично мне нравится, но если его что-то будет радовать и хотеться, а меня от этого выворачивать, мне хотелось бы просто об этом ребенку сказать и что я не буду ему подыгрывать, если хочет смотреть — пусть сам находит и смотрит…без меня…если ему хочется со мной — пусть делает со мной то, что мне нравится…ну как-то так…вот такой «способ запрета». С пониманием того, что он может выбрать самому что-то делать — но это его выбор!!!

      В плане «способа запрета», как правило, ребенку не очень интересно заниматься тем, что делается без взрослых, и они или «заставляют» взрослых вовлекаться в их дела, или вовлекаются в дела взрослых. Вот второе мне нравиться, но для этого, думаю, взрослым нужно быть интересными))) Быть интереснее тех же мультиков…это пока то, к чему я пришла в сегодняшнему дню)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>